Описание устройства и принципа работы плугов серии ПСК
Плуги навесные серии ПСК (плуг скоростной комбинированный) существуют двух типов – ПСК и ПСКу. Они относятся к классу бинарно-лемешных плугов, предназначены для отвальной пахоты под зерновые и технические культуры, на глубину 15-35 см, но имеют различие в конструкции рабочих органов.
Высокая производительность плугов серии ПСК (ПСКу) достигнута благодаря тому, что вместо полевой доски, которая нужна для удержания плуга в борозде и которая воспринимает на себя давление, пропорциональное давлению почвы на лемех и отвал, установили противодействующий лемех. Сопротивление трения-скольжения полевой доски о край борозды достигает 30 % и более от тягового сопротивления всего рабочего органа. При установке противодействующего лемеха, тяговое усилие на плуг снизилось на 40%. Это в свою очередь позволило увеличить ширину захвата до 60 см на один рабочий орган. Таким образом, при практически том же тяговой нагрузке на трактор, он тянет плуг с большей шириной захвата. Получается меньшее число проходов и разворотов.
Конструктивные особенности
Различие конструкции заключаются в следующем. Плуги ПСК имеют удлиненный вертикальный лемех, который работает на 10 см ниже горизонтальных лемехов. Это позволяет при обычной пахоте проводить дополнительно чизелевание почвы и разрывать плужную подошву. То есть за один проход плуг выполняет две операции – пахоту и чизелевание. Рекомендован к применению на почвах, склонных к быстрому образованию плужной подошвы. Кроме того плуги ПСК неплохо зарекомендовали себя в зонах с низким уровнем выпадения осадков. Благодаря созданию ступенчатой формы дна борозды, создаются условия, позволяющие накапливать больше влаги. Особенно хорошо это проявляется на участках имеющих уклоны. Создаваемая террасность, не позволяет воде скатываться вниз, что и ведет к её накоплению. Плуги ПСК имеют более длинный чем у ПСКу отвал, позволяющий проводить полный оборот пласта даже при большом наличии пожнивных остатков. Тяговое сопротивление плугов ПСК несколько выше, чем у плугов ПСКу.
Плуги ПСКу (плуг скоростной комбинированный универсальный) являются новой научной разработкой, основной задачей которой было максимально снизить тяговое сопротивление плуга при сохранении качества агротехнических работ. Это удалось в полной мере. Универсальность плуга ПСКу заключается в том, что его можно использовать в трех вариантах – для отвальной пахоты, безотвальной и как чизель-глубокорыхлитель. Плуги ПСКу рекомендованы к применению на всех типах почв, не засоренных камнями, плитняком и другими препятствиями.
Для работы на почвах, имеющих засорение камнями и плитняком, в линейке плугов предусмотрены плуги ПСКу с камнезащитой.
Разработан новый рабочий орган к плугам серии ПСКу!
Засушливые периоды последних лет подтолкнули к разработке нового рабочего органа к плугам серии ПСКу. В новом органе вертикальный нож отсутствует, а его работу выполняет усиленный правый нож со сменным накладным долотом. Такая конфигурация позволила значительно улучшить заглубляемость плуга в твердых почвах. Кроме того, это позволяет существенно снизить расходы на приобретение сменных ножей. Этот рабочий орган полностью адаптирован с предыдущими рабочими органами, однако он позволяет использовать запасные части как от плугов ПСКу, так и от плугов ПЛН. Этим органом можно также проводить и безотвальную обработку почвы. Для защиты болтовых соединений предусмотрена специальная пластина, позволяющая исключить истирание болтов при снятии отвалов.
Основные преимущества
- Повышение производительности от 50 до 80%. Это позволяет снизить количество задействованных тракторов или использовать тракторы с меньшим тяговым классом;
- Снижение расхода топлива от 5 до 9 кг/га. Это, а также использование тракторов меньшего тягового класса позволяют существенно снизить затраты на 1 условно эталонный гектар;
- Улучшение микробиологических процессов в зоне корневого питания растений, благодаря тщательному перемешиванию почвы и заделке пожнивных остатков на 2/3 глубины пахоты. Верхний плодородный слой земли со всеми микроорганизмами и пожнивными остатками не сбрасывается на самое дно борозды, а оказывается примерно в середине пахотного слоя, в зоне жизнедеятельности аэробных бактерий. Тем самым в зоне корневого питания растений сохраняется плодородный слой, при этом семена сорняков заделаны на некомфортную для их раннего произрастания глубину. Поэтому сорняки всходят гораздо позже культурных растений;
- Возможность использования одного орудия для отвальной и безотвальной пахоты, а также как чизель-глубокорыхлитель;
- Трактор работает не по борозде, а рядом с ней, что исключает «масляное голодание» левой части трансмиссии трактора, а также снижает утомляемость механизатора;
- Удлиненные стойки плуга, отвалы новой геометрической формы, полностью исключили возможность забивания пожнивными остатками, а также улучшили их заделку даже на низкой скорости;
- Благодаря хорошему крошению почвы, затраты на последующую обработку по выравниванию поля снижаются;
- Развальной борозды практически не видно (остается небольшая канавка, у ПЛН это солидная траншея), а свальная борозда гораздо меньше чем у ПЛН. Это позволяет сохранять рельеф поля;
- Плуг хорошо «самоцентрируется», трактор не тянет в борозду;
- Ресурс лемехов до 800 га, отвалов до 2000 га. Лемеха изготовлены из стали Ст 65Г с закалкой токами ТВЧ;
- Основной рабочий брус рамы плуга изготовлен из двутавра, имеет продольные ребра жесткости, что обеспечивает особую прочность плуга.
Выпускаются плуги ПСК (ПСКу) в 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти, 7-ми, 8-ми и 9-ти корпусных вариантах, что позволяет их использовать с основными отечественными и импортными тракторами.
Принцип работы
При проходе 1-го корпуса правая сторона (если смотреть сзади) работает как обычный плуг, подрезает почву лемехом и отбрасывает её отвалом вправо, а левая сторона подрывает почву и отбрасывает её влево под 2-ой корпус, который захватывает уже подорванную почву, перемешивает ее с новой порцией почвы, отрезанной правым лемехом 2-го корпуса и отбрасывает отвалом вправо как обычный плуг. Последний корпус готовит почву для следующего прохода под 1-й корпус и все повторяется.
Устройство плуга
Все плуги являются навесными орудиями и навешиваются на трактор по трехточечной схеме. Плуг состоит из рамы, рабочих органов и опорных колес.
Рама плуга имеет сварную конструкцию. Основной рабочий брус изготовлен из двутавра с продольными ребрами жесткости. К брусу приварены кронштейны крепления стоек рабочих органов. К раме приварены кронштейны крепления опорных колес и кронштейны навески.
Рабочий орган состоит из стойки, башмака, отвала, лемехов (ножей) правого, левого и вертикального (если смотреть сзади). Вертикальный и левый лемеха (ножи) – имеют двустороннюю заточку и их можно переворачивать на 1800 по мере износа. Отвал штампованный, имеет сложную геометрическую форму.